Пятница, 22.09.2017, 01:54 Приветствую Вас Гость

Память о службе

Меню сайта
Категории каталога
Мои статьи [11]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 137
Мини-чат
Главная » Статьи » Мои статьи

интерсные статьи (нажми здесь чтобы читать текст)
От приказа до телеграммы. Краткий курс подготовки к дембелю 


23 февраля для солдат-срочников – праздник особый. Это не только сама по себе дата, это день, через месяц после которого весенние «деды» уходят на дембель.
  Днем увольнения для дембеля считается тот, когда в часть приходит телеграмма с приказом уволить таких-то срочников в запас. Обычно телеграмма приходит через два-три месяца после соответствующего приказа министра обороны. Это время посвящается активной подготовке к «освобождению». Не знаю, как сейчас, но ранее на стенах казарм постоянно висели лозунги «Дембель неизбежен, как крах капитализма».
  Когда солдату-срочнику остается «сто дней до приказа» – для армии он потерян. Еще с союзных времен был весьма популярен анекдот о том, как некий инспектирующий генерал застает в образцовой казарме некоего мордоворота, который лежит в сапогах на койке. «Ты кто?!» – вопрошает обалдевший генерал. – «Дембель», отвечает тот. – «А ты?» – «А я генерал». – «Тоже неплохо».
  Действительно, даже офицеры стремятся с дембелем отношений не портить. Поэтому никто не обращает внимания, что дембель при обязательной перекличке, на свою фамилию вместо выкрика «Я!» должен по возможности вяло ответить или «Ждет поезда», или «Сидит на чемодане».
  По сути, последняя обязанность дембеля – «дембельский аккорд», работа, которую надо закончить до увольнения. Есть одна солдатская байка, рассказывающая о необычном «дембельском аккорде». Перед одним «дедом» излишне въедливый командир поставил задачу: достать отсутствующий двигатель на штабной УАЗ. Достанешь – свободен! Через неделю парень доложил, что двигатель он нашел и установил, но тот «не заводится». Командир, рассудив, что запустить движок смогут и механики, дал добро на дембель, и через три часа парень был уже в поезде. А вечером механик доложил командиру, что двигатель завести не удастся – он вырезан из цельного куска дерева и покрашен «серебрянкой» под алюминий…
  От сундука до «дипломата»
  Те, кто служил в рядах Советской Армии с 30-х по 50-е годы прошлого века, чаще всего вспоминают, что вся подготовка к демобилизации сводилась к обзаведению фанерным чемоданчиком, который обычно выкрашивался в немаркие цвета: черный, серый или темно-зеленый. Сколачивали чемоданчик армейские «придурки». О последних надо бы рассказать чуть подробнее. «Придурками» или «умельцами» называли тех, кто умел что-то делать и делать хорошо – писать каллиграфическим почерком, рисовать, столярить и т. п. Такие солдаты в любой части ценятся на вес золота. Офицеры таких солдат называют «умельцами», а сослуживцы – «придурками», так как полагается считать, что «умельцы» «придуриваются», чтобы не служить «как все».
  Внутри чемоданчик обклеивался вырезками из журналов, а в нем хранились – естественно! – письма от любимой девушки с ее фотографиями и то, что разрешалось взять с собой, – бритва, мыло, книжки и накопившиеся за 3 года личные вещи. В 60-е годы на смену фанерным пришли фибровые чемоданчики, а с 70-х годов и по наше время в особой чести «дипломаты».
  Кроме ритуала провода «деда» на гражданку существует еще и такой обязательный атрибут, как дембельская форма. Она должна быть обязательно новая – это во-первых, и сделана в традициях, принятых в отдельно взятой воинской части – это во-вторых. «Новую форму» дембель добывает просто – у новобранцев. Раньше процесс обмена проходил по взаимной договоренности, тем более что первогодку по большому счету все равно, в чем служить. Однако порой кители, фуражки, ушанки, шинели и пр. просто отнимались силой или хитростью.
  А дальше добытое подвергалось переработке…
  Шнурки не гладят. А сапоги – запросто
  Говорят, что солдат на 90 процентов состоит из сапог. Солдатская поговорка гласит, что ходить ты можешь в чем угодно, хоть босиком, но – в сапогах. Поэтому подготовке дембельских сапог уделялось особое внимание.
  Перво-наперво переделывались сами сапоги. Голенище или обрезается покороче, или же, наоборот, надшивается. Каблук может стачиваться почти «в ноль» – такое принято в некоторых флотских подразделениях – или, напротив, наращиваться на несколько сантиметров. Чтобы каждый шаг был чеканным, к каблуку приколачивается подковка. Особый шик – из титана: она прочнее и дает более насыщенную «искру» при контакте с камнем. В стройбате же в каблук просто вколачивали строительные гвозди.
  После переделывания сапогу придается «товарный вид». Для этого нужно кирзовый сапог густо намазать гуталином и через ткань гладить раскаленным утюгом до тех пор, пока гуталин не впитается в кирзу. Операцию эту надо проделать не менеепяти раз, и обычно она смертельна для утюга. После завершения проглаживания носок сапога туго набивается песком и все изделие долго и тщательно полируется суконкой.
  Затем раскаленными докрасна пассатижами (плоскогубцами) нужно сделать на голенище складочки. Можно оформить голенище в четырех-, шести– или восьмигранник. И красиво, и в «гармошку» легче сминается, а без «гармошки» дембельский сапог – не сапог.
  Кстати, «сапожная» традиция занесена в армию с зоны. Солдатские брюки должны быть максимально ушиты. Настолько, чтоб сидели «по ноге». В некоторых частях до сих пор особым шиком считается ушивание брюк в галифе. На флоте же, наоборот, уважают клеш. Причем он должен быть обязательно умопомрачительной ширины – до 40 сантиметров! Понизу в него вставляется гитарная струна «для поддержания формы» и подшивается стальная цепь. Каждый шаг отставного матроса таким образом звенит, а цепь начищает матросские ботинки.
  Китель тоже видоизменяется. Особый шик: раздобыть для него настоящие медные пуговицы, которые начищаются до золотого блеска пастой ГОИ и покрываются бесцветным лаком, чтобы медь не зеленела. К кителю пуговицы надо пришивать намертво. Кстати, некоторые традиции требуют, чтобы китель тоже был подогнан по фигуре. Затем на грудь, как ордена, привинчиваются все значки, которые выдаются солдатам всех родов войск во время службы – от «класса» до «отличника». Можно и парашютный прикрепить: никто не придерется. Лацканы и края рукавов дембельского кителя должны быть обшиты белой шелковой лентой или красным бархатом. Особый шик такой амуниции придают парадные петлицы: устав их повседневно носить запрещает, а потому петлицы покупались далекими родственниками и присылались будущему дембелю по почте. В 70-е годы, чтобы сделать себе парадные петлички, солдаты распиливали целлулоидные мыльницы. Понятие «точить дембель» появилось, в числе прочего, и отсюда.
  Погоны «своей» части годятся только для дембелей, служивших в ВДВ, морской пехоте, авиации или погранвойсках. Все прочие – а особенно стройбатовцы – старались позаимствовать «чужие», при этом либо «посадив» их на пластиковую же основу, либо подшив снизу светлой тканью или бархатом. Сегодня в чести парадные «золотые» прапорщицкие погоны. Купить их не проблема.
  Еще один любимый атрибут дембеля – тельняшка. Неважно, что ты не служил во флоте или десанте. Полоски тельника между обшитыми белой тесьмой лацканами кителя смотрятся особенно красиво.
  Очень много времени требует подготовка ремня. Кстати, по положению ремня можно судить о том, сколько солдат прослужил. Если он новобранец, то и ремень затянут «до последнего». После года службы ремень свободно висит «на пузе», чем ближе к дембелю, тем ниже. Но когда парню остается сто дней до приказа – самое время готовить дембельский ремень. Он обязательно должен быть кожаным, а пряжка… Пряжку обрабатывают в зависимости от традиций части. Она может быть расплющена в пластину, может быть загнута дугой, согнута. В пехоте края пряжки затачивались, а с тыльной части набивался свинец, так что дембельский ремень был и поясом, и оружием (что в 70-80-е годы наказывалось вплоть до дисбата). Коегде было принято стачивать звезду на пряжке так, чтобы оставался еле видимый силуэт. А уже затем пряжку надо было отполировать… Счастливцы делали это суконкой с той же пастой ГОИ, а менее удачливые солдатики надраивали пряжку острием иглы. Адская работа! Когда пряжка начинала блестеть, как золотая, ее покрывали лаком.
  Еще один практически обязательный атрибут дембеля – и строжайше запрещенный – аксельбанты. Тот, кто умеет их плести из синтетической нити (обычно для этой цели аккуратно распускаются бытовые веревки, купленные в хозяйственных магазинах), в части – царь и бог. Даже если ты еще только «запах» – ни один «дед» тебя и пальцем не тронет: от тебя будет зависеть то, как он выйдет на гражданку. Висюльки, медные или алюминиевые, загодя заказывают в ремонтной части.
  Ну и, наконец, головной убор. Десантный берет чаще всего разглаживают «в блин» – сидеть он должен на самой макушке, на манер нимба. Дембельскую шапку изготовить сложнее. Ушанку надо намочить и натянуть на трехлитровую банку, после чего обработать гуталином и выгладить через ткань.
  Такая шапка приобретает неестественный голубой оттенок. Опять-таки особый шик – меньший размер. В некоторых частях влажную шапку натягивают или на деревянный брус, или на стопку книг одного размера. Тогда ушанка становится квадратной. Носить ее особенно шикарно, хотя и крайне неудобно.
  Но ни один головной убор не подвергается такому унижению, как фуражка. В зависимости от рода войск и существующих там традиций из нее могли сделать «пиночетовку», «аэродром» или блин. Во времена Афгана особым шиком были армейские тропические панамы: умельцы делали из них сомбреро…
  Альбом для дембеля
  Отдельная – и немалая – статья расходов для уважающего себя дембеля – альбом. Его можно начинать вести хоть с первого дня службы.
  Туда надо наклеивать фотографии любимых девушек (у некоторых солдат таких несколько). Сюда можно вписывать краткое содержание отправленных и полученных писем, вклеивать бланки увольнительных, записывать слова и аккорды солдатских песен и просто «песен про армию». Чем ближе дембель, тем заковыристее становится содержание альбома. Там появляются «слезоточивые» рисунки: девушка, ждущая у окошка парня из армии, «дембельский» поезд, выезжающий из солдатского сапога и т. п.
  А вот уже непосредственно перед дембелем все это оформляется: «умелец» делает переплет, который изукрашивается так, что средневековые инкунабулы позавидуют. Например, обложка по углам может быть украшена латунными уголками с изображением эмблемы того рода войск, которые покидает дембель. Это могут быть скрещенные орудия, танки, пропеллеры и т. п. Некоторые «умельцы» делают на этом неплохой бизнес. А в союзные времена латунная эмблема и четыре «уголка» на переплет обходились «деду» в 50 рублей! Дембельский альбом ранее всегда был под запретом. Он рассматривался как покушение на незыблемость воинской тайны. Во-первых, альбому солдаты доверяли свои мысли. Во-вторых, в альбомы попадали фотографии, сделанные нелегально и изображавшие некоторые виды вооружения, с которых до сих пор не снят гриф секретности.
  Не по уставу
  Особенность дембельской формы в том, что носить ее военному человеку нельзя. А даже уволенный в запас считается человеком военным до тех пор, пока не получит обратно на руки свой паспорт. Дембельская форма, по мнению большинства офицеров, – грубое нарушение воинских уставов. А нарушение устава влечет дисциплинарное наказание. Поэтому дембельскую форму вместе с альбомом обычно прячут от посторонних глаз. Где? А это уж как солдатская смекалка подскажет. Если прятать негде – готовую дембельскую вещь отправляют домой родным. Потом, когда весь комплект будет собран, его пришлют обратно – посылкой. И до ближайшей станции дембель добирается или в «гражданке», или в старой форме, а в дембельскую переодевается или на вокзале, или в поезде. Кстати, любой военный патруль на станции прибытия имеет полное право дембеля забрать и доставить в военную комендатуру, где ему могут и несколько суток наказания дать. А кроме того обдерут с бедолаги все его висюльки-побрякушки. Можно сказать, что путь от части до дома – последнее приключение дембеля. Которое обычно заканчивается домашним застольем. Кстати, по традиции, сообщать родным о дне возвращения нельзя. Свалиться нужно как снег на голову.
  Надо сказать, что дембельской субкультуре посвящены некоторые весьма серьезные исследования. А потому коекакие выводы уже сделаны.
  Ученые полагают, что современные дембельские традиции возникли в 60-е годы. И тому есть объяснение. Уже успели сказаться обычаи и обряды, привнесенные в армию бывшими зэками. Кроме того, именно в 60-е годы среди городских пижонов армия перестала котироваться, служить шли деревенские ребята. Российская деревня – это всегда особый мир, со своими традициями и взглядами. Форма дембеля – это то, каким видит деревенский парень «идеального солдата».
  Культуру делает большинство, и потому вскоре и «городские» вынуждены были перенять то, что внедрили деревенские дембеля.
  А не прижиться эта субкультура не могла. Мальчишкам вообще свойственна некая обрядовость, усложнение и «осекречивание» своих игр. Ведь есть же студенческие традиции, в конце концов! Кстати, исследователи считают, что студенческие обряды связаны с военными… Но самый главный вопрос – почему? Российская армия вырывает молодого парня из жизни на два года – это признают все, кто отслужил. Особенно вдали от дома. Армия – это закрытая общность. Как интернат. Или зона. И потому долгожданный дембель – всего лишь подготовка к освобождению. А значки «ДМБ» – «ДМБ-85», «ДМБ-97» или «ДМБ-2006», которые бывшие солдаты пишут на всем, до чего дотянутся – это символ свободы.
  Кстати, после того как служба в украинской армии была сокращена всего на полгода – до полутора лет, – дембельская субкультура в ней, по сути, умерла. 


Автор: Дмитрий СЕМЕНОВ


Категория: Мои статьи | Добавил: desna-army (18.01.2009)
Просмотров: 1405 | Рейтинг: 5.0/1 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
    поддержи проект

    введите текст
    ЯндексЯндекс. ДеньгиХочу такую же кнопку

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Александр Трофимов © 2017 Хостинг от uCoz